КАЛЬКУЛЯТОРЫ Расчитайте нужные показатели
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ Обсуждения и жаркие дискуссии
ОНЛАЙН ТЕСТЫ Более 30 штук

Как правильно ребенка учить читать

Предварительная подготовка ребёнка к школе поможет справиться с массой проблем. А некоторые родители уже успели пропустить данный этап в развитии своего чада, поэтому им остаётся лишь помогать ему в изучении начальной школьной программы. Значительная часть этого изучения базируется на простейших навыках чтения, письма, счёта. Данная статья поможет вам лучше узнать, как надо правильно учить ребенка читать, используя простейшие правила.

Не пропустите момент, чтобы начать читать

Не пропустите момент, чтобы начать читать

Уже в первом классе встречаются малыши, которые свободно читают целыми словами. Но не всегда это удаётся сделать, поскольку требуется освоить саму методику. Большинство детишек постигают мир литературы лишь по буквам, а чаще – по слогам. Если ваш ребёнок изначально не успевает за остальными, не стоит расстраиваться, поскольку научить малыша читать вы сможете всего за несколько месяцев (один-два), не прилагая особых усилий для этого.

Есть и определённая опасность, связанная со слишком ранним обучением навыкам чтения. Заключается она в том, что малыш уже в первом классе понимает целые слова, а вот делить их на слоги уже не может. Да и не вникает, для чего именно это ему потребуется, например, для переноса слов в процессе дальнейшего написания. Поэтому не торопитесь. Педагогами всего мира официально признано, что лишь обучение чтению по слогам позволяет добиться эффективного результата в максимально короткие сроки.

В данном списке перечислены основные правила, которыми следует руководствоваться родителям. Далее все они будут рассмотрены более детально:

  • Выбор используемой методики. Покупка рекомендованного букваря.
  • Изучение гласных и согласных.
  • Регулярное повторение пройденного материала.
  • Чтение по слогам.
  • Запоминание несложных слогов наизусть.
  • Переход к более сложным слогам.
  • Чтение первых простейших слов.
  • Формирование правильного произношения.
  • Соблюдение возрастных рамок (в каком возрасте ребёнок должен хорошо читать).
  • Игровая форма изучения помогает малышу быстрее справиться с трудностями.

Методическое пособие

Используйте специальную литературу

Используйте специальную литературу

Первый пункт затрагивает определение основного источника информации. Некоторые родители считают, что в состоянии справиться сами, если будут использовать исключительно выданные в школе учебники. Не всегда эти методические пособия имеют надлежащее качество. Недаром все ключевые учебники постоянно редактируются и совершенствуются. Так что же следует выбрать?

В качестве примера можно привести букварь, который издаёт Н.С. Жукова. Данный автор уделяет большое внимание тому, чтобы ребёнок в процессе не начинал скучать. Большое значение будет иметь множество картинок, поскольку именно по иллюстрациям малыш осваивает мир в нынешнем возрасте. Картинки здесь есть, но их не слишком много. Оптимальное количество для того, чтобы быстро и эффективно подавать ребёнку нужную информацию, не вызывая при этом скуки и желания быстрее отдохнуть.

Гласные и согласные

Превратите чтение в игру

Превратите чтение в игру

Начинается всё с изучения открытых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э. Затем переходят к освоению твёрдых согласных с громкими и звонкими звуками — М, Л. После этого малыш осваивает глухие и шипящие звуки (Ж, Ш, К, Т) и остальные. Очень важно следить за тем, как именно ребёнок будет всё произносить. Не учите его сейчас правильному произношению, это придёт со временем.

Важно рассказывать малышу исключительно о звуках. Приведём пример: буква «М» читается как «эм», но ребёнку нужно говорить именно «м». Поскольку слогов на данном этапе ещё нет, то излишняя информация ни к чему. Кроме букваря пригодятся увлекательные карточки с картинками, на которых изображены буквы с соответствующими изображениями. Зрительная память у детей остаётся ключевой, способствуя быстрому прогрессу.

Повторение – мать учения

Стихи помогают развивать память

Стихи помогают развивать память

Каждое новое занятие обязательно начинайте с того, что повторите весь пройденный ранее материал. Следует учитывать особенности детской психики, ограничивать время таких вечерних уроков до получаса-часа, не более. Особенно если ребёнок и так устал после школы, можно остановиться исключительно на повторении, без перехода к чему-то новому.

Если же вы твёрдо уверены, что малыш хорошо разбирается в предлагаемой теме, то смело переходите к следующему пункту вашего общения.

Повторение помогает закрепить в памяти пройденный материал, чтобы ребёнок мог демонстрировать свои познания не только в домашней обстановке, но и в школьном кругу сверстников.

Правильный механизм чтения неизменно связан с регулярным повторением, поэтому не забывайте об этой важной процедуре. Но не переусердствуйте, особенно если начинаются детские капризы.

Учим читать по слогам

Ребенок должен понять, что такое слог

Ребенок должен понять, что такое слог

Настало время детальнее изучить, как надо правильно учить ребенка читать по слогам. Делается это достаточно просто. Показываете на первую букву, например, М. Следом к М бежит буква А. Получается м-м-м-м-а-а-а-а-а. М-а-м-а. Ма-ма. Простейшие слова можно начать читать уже на данном этапе.

Постепенно у ребёнка придёт понимание того, что первая буква должна следовать прямо за второй, не отрываясь от неё. Это происходит после нескольких повторений и запоминаний. Задача родителей в данном случае – помочь в изучении, но саму суть малыш уловит и самостоятельно. Все основные типы слогов легко записать и попросить прочесть.

Запоминание слогов наизусть

Твердые слоги легче, чем мягкие

Твердые слоги легче, чем мягкие

Помогайте ребенку усваивать сочетаемость букв и звуков. Первоначально сам механизм покажется ребёнку сложным, поэтому начинайте с наиболее простых слогов, где превалируют гласные звуки – МА, ЛО, ПА, ПО и т. п. Важно не просто вдолбить знания в голову, нельзя заставлять всё зазубривать. Куда важнее относиться к этому процессу творчески, привить правильный алгоритм чтения.

Затем переходят уже к более сложным слогам, где сочетаются и звонкие, и шипящие, и глухие. Например, ЖИ, ВЭ, ДО, ЩУ и далее. Данный этап наиболее важен из всех десяти пунктов, поскольку в дальнейшем процесс значительно упростится. Далее уже дело времени, уровня развития ребёнка, его усидчивости и стремления делать то, что требуется.

Сложные слоги

Не торопите ребенка

Не торопите ребенка

Не торопитесь как можно быстрее переходить к сложным словам. Лучше подождать какое-то время, пока ребенок окончательно не освоится в изучении слогов. Особенно это касается сложных звуковых сочетаний, где присутствует гласная и шипящие звуки. Не обращайте внимания на то, что сами буквы могут произноситься неправильно. Важно лишь, чтобы слог звучал более-менее. Педагоги в школе помогут закрепить данное знание.

Сильно будет мешать ситуация, когда у ребёнка присутствуют дефекты речи. Внеурочные занятия можно организовывать и на приёме у логопеда, когда родители могут присутствовать на сеансе вместе с детьми. Это способствует коллективизации, помогает улучшать навыки общения, да и лучше понимать интересы своего чада. Только после того, как вы окончательно разберётесь со слогами, можно вступать на тропу чтения слов, предложений, и даже целых иллюстрированных книг!

Первые простые слова

Ребенок счастлив от прочтения первого слова

Ребенок счастлив от прочтения первого слова

Начинайте с совсем простых конструкций, где присутствуют звонкие гласные, а также повторяющиеся слоги: МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЕ-ДА, РА-МА, МО-ЛО-КО. К этому моменту все азы усвоены, поэтому давать какие-то ещё в знания не придётся. Далее обучающийся сам начнёт понимать алгоритм, сможет складывать в уме достаточно сложные слова, переходить к фразам. Не торопитесь, с пониманием относитесь к любым трудностям и ошибкам.

Взрослому человеку достаточно трудно понять мышление ребёнка. На эту тему снято немало психологических видео. Суть сводится к тому, что к подобному обучению всегда следует подходить с улыбкой, исключительно в хорошем настроении. Никогда не садитесь за занятия с малышом, если днём было много стрессов на работе, поскольку негативное настроение отлично передаётся в процессе общения.

Произношение

Очень трудно начать читать с дефектами речи

Очень трудно начать читать с дефектами речи

Именно на данном этапе стоит обращать пристальное внимание на то, насколько правильно малыш произносит слова. Теперь в его арсенале уже имеется немало приёмов, а собственная база слов сформирована и обширна. Читайте вместе с ним слова из букваря, следите за произношением, поправляйте малыша, если это необходимо. Почему не следует делать это с самого начала? Дети слишком неусидчивы, им трудно долгое время концентрироваться на чём-то одном, поэтому опытные детские педагоги рекомендуют варьировать такие занятия, подавать знания небольшими порциями.

Иногда в детских садах воспитатели учат детей петь простейшие слова. С точки зрения лингвистики это ведет к ошибкам восприятия. Малыши настолько привыкают к этому, что начинают петь все слоги, слова, целые предложения, даже не обращая внимания на правильную расстановку запятых. Обязательно вносите коррективы. Можно объяснить ребёнку значение различных знаков. Для начала достаточно точки, вопросительного знака, запятой, восклицательного знака.

Показывайте своей интонацией правильность произношения, просите чадо повторять за вами. Всего несколько сеансов подобных занятий, дальше всё пойдёт само собой. Если же малыш продолжает не читать спокойно, а петь, то просите его петь с паузами, учитывая поставленные после слов знаки препинания. Постепенно переходите от одиночных слов к целым предложениям.

Подходящий возраст для обучения чтению

Не лишайте детей детства

Не лишайте детей детства

Некоторые родители считают, что начинать данный процесс следует уже в три-четыре года. Это ошибка, поскольку в этом возрасте малышу хочется исключительно играть за редчайшими случаями. Конечно, если ребёнок сам просит объяснить ему что-нибудь, то лучше пойти навстречу. Но слишком сильно торопить события не следует. Нет ничего постыдного в том, что к моменту школы ваш сорванец ещё не умеет читать. Дальнейшее обучение пройдёт легче, если до этого не давить на него.

Оптимальным возрастом считается 5-6 лет. Простейшие навыки чтения малыш получит и в детском саду. Вот только современная учебная программа начальных классов школы подразумевает, что по слогам ребёнок уже в первом классе читает хорошо. Поэтому если малыш не ходит в садик, обязательно учите его читать дома. У родителей часто не хватает времени на это, поручить столь важную миссию можно бабушкам и дедушкам. Пожилые люди прекрасно ладят с внуками и с радостью возьмутся за обучение.

Игровая форма обучения

Регулярные занятия приведут к успеху

Регулярные занятия приведут к успеху

Не превращайте процесс во что-то сложное и утомительное. Куда проще подавать ребёнку материал в игровой форме. Приобретите специальные наборы слов-карточек, слогов, сочетаний звуков. Продаются они в любом магазине, где имеются товары для начальной школы. На таких карточках могут присутствовать изображения животных, интересные предметы.

Красивые и яркие картинки помогут. Иногда подобные иллюстрации присутствуют и в букваре, но часто их недостаточно. Ещё более правильным будет просить малыша прочесть вывески в магазинах, названия памятников, улиц, иных мест в городе. Когда это происходит во время прогулки, задание никаких сложностей вызывать не будет. Это всего лишь игра, следует воспринимать её именно так.

Ещё один популярный способ обучения заключается в составлении ребусов. Показываются несколько рисунков, обозначающих предметы. Например, галстук, зебра, тапочки. Первые слоги, соответственно, ГА, ЗЕ, ТА. Ребёнок видит на картинке знакомый предмет, называет его, а затем совмещает все три части воедино. Некоторые дети подобным образом усваивают информацию значительно лучше, чем по обычному букварю.

Каждый родитель должен найти к своему чаду индивидуальный подход. Вы знаете своего ребёнка значительно лучше, чем преподаватели в школе. Идеальным временем для учёбы могут стать летние каникулы в пять лет. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся, много времени гулял на свежем воздухе, делал перерывы. К 1 сентября как раз будет накоплен необходимый багаж знаний, чтобы успешно начать учёбу.

Понравилось?
КОММЕНТАРИИ
Всего комментариев: 1
  • Alexsandy 28.01.2016 10:14

    Категорически запрещается учить ребенка читать, когда он этого не хочет, особенно с применением физических наказаний.

    Ответить

X