КАЛЬКУЛЯТОРЫ Расчитайте нужные показатели
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ Обсуждения и жаркие дискуссии
ОНЛАЙН ТЕСТЫ Более 30 штук

Как научить ребенка думать

Мышление является высшей формой активной деятельности человека. Это психологический процесс, который неразрывно, довольно плотно связан с речью.

Мышление непосредственно связано с речью

Мышление непосредственно связано с речью

В результате мыслительной деятельности у человека начинают формироваться определенные навыки логического мышления: анализирование происходящего, сравнение или обобщение явлений, синтез, конкретизация.

Многие родители хотели бы узнать информацию, как научить ребенка думать правильно, поэтому рассмотрение особенностей мышления у детей довольно актуально на сегодняшний день.

Освоение навыков и познание нового

Ребенок начинает мыслить и познавать мир в раннем возрасте

Ребенок начинает мыслить и познавать мир в раннем возрасте

Еще в древние времена считалось, что полноценно думать малыш начинает лишь тогда, когда у него начинается развиваться интеллект и появляется разговорная речь. Современные исследования степени активности мозга доказали, что ребёнок думает, ещё находясь в животе матери. Рождаясь, он не сразу проявляет осознанность лишь потому, что поначалу учится навыкам управления собой и своими инстинктами.

Познание малышом окружающей действительности, как правило, начинается с элементарного ощущения, осознанного восприятия различных отдельных явлений, а также предметов, их образы хорошо фиксируются памятью. При этом мышление складывается в результате знакомства ребенка с действительностью, познания окружающего мира.

Общаясь с окружающими, ребенок учится как обобщать сходные между собой явления, определяя существующее между ними сходство, так и рассуждать об их особенностях. Постепенно он учится сравнивать, обобщать, конкретизировать и анализировать. С двух лет у малыша возникают первые ассоциации, которые используются в дальнейшем развитии. С этого и начинается ранее развитие процесса детского мышления.

Виды мышления, их особенности

Виды мышления соответствуют определенному возрасту

Виды мышления соответствуют определенному возрасту

Выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление (вид познания, основанный на использовании предметов);
  • наглядно-образное, то есть с помощью представленных мысленно явлений;
  • словесно-логическое, то есть с помощью различных понятий и слов, используя логические рассуждения.

Этот вид мышления наблюдается периодически до 3 лет, а особо интенсивно развивается от 3 и до 4 лет. Малыш начинает понимать свойства окружающих его предметов, учится манипулировать ими по назначению, выполняет различные практические задачи.

После освоения предыдущей формы мышления в полной мере на его основе у ребенка начинает формироваться более развернутый тип мышления — наглядно-образный. С 4-5 лет малыши начинают постепенно переходить от различных прямых действий с предметами к мыслительным действиям с представлением образа этого предмета. На основе этих представлений ребенок может успешно решать задачи. При этом совсем необязательно контактировать с предметом, брать его в руки, можно просто представить его. Этот вид мышления позволяет считать цифры в уме, использовать разные схематические изображения.

У ребенка с шести лет непременно начинает развиваться следующий этап мышления, так называемый словесно-логический. Из всех видов мышления этот самый сложный, ведь в нем задействованы довольно сложные и отвлеченные понятия, которые при помощи логического мышления необходимо выразить словами.

Влияние развития мышления на обучение

Школа развивает мышление в полной мере

Школа развивает мышление в полной мере

В основном потребность человека в мыслительном действии начинает в полной мере проявляться в школьном возрасте, потому что на уроках ребенку приходится справляться с разными довольно сложными задачками, появляется острая необходимость логически мыслить.

Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит как от степени развития мышления у ребенка, его умения обобщать, а также систематизировать полученные знания, так и от способности творчески решать разные проблемы. Достаточно развитое мышление однозначно помогает ему правильно ориентироваться в обществе и чувствовать себя довольно уверенно в окружающем его современном мире, к тому же способствует и общему развитию.

Роль родителей в развитии мышления

Не отказывайте ребенку в помощи

Не отказывайте ребенку в помощи

Каждый родитель обязан знать, как именно научить своего ребенка думать, и должным образом обеспечивать его полноценное развитие. В период, когда мыслительные способности малыша пассивны, он лишь получает внешнюю информацию, но сознательно не старается обрабатывать её. Маленькие дети постоянно общаются, но способности думать долго о чем-нибудь конкретно у них ещё не развиты, поэтому в основном многие малыши не могут надолго себя занять даже интересным для них занятием.

Развитие полноценного мышления у детей не происходит само собой, им должны руководить взрослые. Учитывая приобретенный ребенком опыт, родители должны объяснить ему понятия, которые он не познает самостоятельно. Перед ними и педагогами стоит очень важная и ответственная задача научить ребенка самостоятельно размышлять и сравнивать, рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы и устанавливать закономерности.

Упражнения для развития мышления

Упражняйтесь дома и на прогулке

Упражняйтесь дома и на прогулке

Научиться всему этому ребенок способен при помощи специальных упражнений, а также разнообразных игр. При этом от педагога не требуется особой подготовки, игры используются в рамках запланированной образовательной программы или в игровой форме на прогулке.

Есть большое количество игр, которые направлены на ускорение развития мышления. Степень сложности игр, соответственно, изменяется в зависимости от степени развития и возраста ребенка. В одну и ту же развивающую игру можно играть по-разному.

Например, довольно эффективная игра «Семейка», согласно правилам которой взрослый произносит вслух определенный ряд слов, например, картофель, капуста, огурец, предлагая детям назвать эти слова одним общим словом «овощи». С более старшими детьми необходимо слегка изменить условия предыдущей игры. Назвать, наоборот, обобщающее слово, например, овощи, при этом предложить детям назвать примеры овощей, это игра «Назови одного из большой семейки». Варианты игр разнообразны и напрямую зависят целиком от фантазии родителей, а также педагогов.

Понравилось?
КОММЕНТАРИИ
Всего комментариев: 0